ՀԱՅ ENG РУС
Մեր մասին
Տնօրինություն, վարչական անձնակազմ
Ինստիտուտի գրադարան և հրապարակումներ
Նորություններ
Հայտարարություններ
Արևելագիտությունը Հայաստանում
Երիտասարդ արևելագետ
Գիտական խորհուրդ
Ասպիրանտուրա և մագիստրատուրա
Միջազգային կապեր
Կապ մեզ հետ
Նորություններ
ГЛАВНОЕ - ПРИВЕРЖЕННОСТЬ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПРАВДЕ, говорит в интервью "ГА" директор Института востоковедения, член-корреспондент НАН РА Рубен САФРАСТЯН
ГЛАВНОЕ - ПРИВЕРЖЕННОСТЬ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПРАВДЕ, говорит в интервью "ГА" директор Института востоковедения, член-корреспондент НАН РА Рубен САФРАСТЯН

- Г-н Сафрастян, какие изменения произошли в вашем институте за последние годы?
- В первой половине 90-х годов число сотрудников нашего института снизилось в 3-4 раза, почти не осталось молодежи. Однако сегодня более трети нашего коллектива - молодые ученые, которые успешно продолжают лучшие востоковедческие традиции, заложенные учеными предшествующих поколений. Нам удалось в полном объеме восстановить исследовательскую деятельность и издание научных трудов, выходят и новые сборники, монографии, статьи, в том числе и на иностранных языках, проводятся конференции, интенсивно развиваются научные связи с ведущими востоковедческими центрами Европы и Азии.
- Какими исследованиями занимается сегодня ваш институт?
- Мы продолжаем традиционные для нашего института направления. Это тюркология, арабистика, иранистические исследования, источниковедение, изучение Византии, народов Кавказа, клинописных цивилизаций и др. Успешно развиваются и новые направления. В начале 2000-х годов мы начали восточноазиатские исследования, связанные прежде всего с Китаем и Японией. С Китаем у Армении древние исторические связи, с Японией таких связей у Армении не было, но в современном мире оба эти государства пользуются большим авторитетом, ведут активную политику на Среднем и Ближнем Востоке, в нашем регионе, поэтому изучение этих стран имеет важное практическое значение для независимой Армении. У нас появились специально подготовленные молодые ученые, которые успешно работают по этим направлениям, владеют китайским и японским языками. Мы серьезно занимаемся также историческими и источниковедческими исследованиями. Ведутся исследования по истории и политике Турции, арабских стран, Ирана, положению армян в ближневосточных странах, современной политике этих стран в отношении Армении и др.
- Востоковедение становится все более политизированным. Вероятно, интерес к классическим исследованиям ослабевает?
- Востоковедение изначально было связано с политическими интересами западных стран и России. Но понимание происходивших политических процессов невозможно без изучения первоисточников на восточных языках, которые требуют глубокого изучения и могут предоставить бесценную информацию об армянском и других народах Востока. В нашем институте еще в советское время был создан отдел восточного источниковедения, потом он закрылся. Теперь мы готовимся восстановить этот отдел. Он будет заниматься изучением, переводами и публикацией восточных первоисточников, в которых содержится много информации по истории Армении и других стран региона. Поскольку азербайджанцы пытаются доказать, что являются автохтонами региона, активно занимаются подтасовкой исторических фактов, изучение первоисточников имеет большое научное и политическое значение.
- Интерес к Византии обусловлен ролью армян в этом государстве?
- Влияние Византийской империи - христианского государства, просуществовавшего 1000 лет, было огромным в мировом масштабе. Исследования этого направления представляют широкий интерес и могут дать ответы на многие вопросы истории, прежде всего армянской истории, потому что армяне играли в Византийской империи чрезвычайно важную роль. Сегодня некоторые историки склонны рассматривать Византийскую империю как греко-армянское государство. Необходимо оценить опыт стратегических ошибок, допущенных самой Византией, а также европейскими странами в отношении этой великой империи. Одной из таких ошибок была политика Византии, направленная на ослабление армянской государственности. Ведь если бы Армения была сильной, она смогла бы противостоять натиску мусульманских племен и защитить не только Византию, но и весь христианский мир от тюркских завоевателей. Но очень сильный удар Византия получила и от христианского мира - от крестоносцев, которые разграбили Константинополь и западных христиан, которые не пришли на помощь империи, когда турки занимали Константинополь. Если бы не эти ошибки, история, в том числе и армянская, могла сложиться совсем по-другому.
- Какие направления востоковедческих исследований имеют для нас первостепенное политическое значение?
- Прежде всего - османистика. Необходимо готовить высококвалифицированных специалистов по этому направлению. Но это задача достаточно сложная. Разумеется, нужно хорошо знать османский язык, что в свою очередь сопряжено с серьезными трудностями. Большинство словарного состава османского языка не турецкие, а персидские и арабские слова. Есть и существенные грамматические заимствования. Когда тюрки пришли в наш регион, они уже были мусульманами и пользовались арабской письменностью, хотя имели свой разговорный язык. Сейчас османский преподается в ЕГУ, а мы издали пособие по османскому языку. Надо хорошо знать и государственное устройство, и другие реалии, связанные с Османской империей. Многие не представляют, как трудно работать с османскими документами, особенно второй половины XIX - начала XX вв., поскольку османская государственная система этого периода очень сложная и запутанная. В одно и то же время в разных ведомствах Османской империи использовались разные системы летосчисления, что крайне осложняет работу с документами и определение точных дат их принятия. Еще одна трудность - надо знать особенности архивного дела в Османской империи, потому что там не было четкой систематизации, принятой в европейских архивах, и поиск любого документа крайне затруднен.
- Необходимость развития османистики связана только с вопросом Геноцида?
- Исследование этого вопроса - безусловно, важнейшая из задач османистики в Армении. Геноцид армянского народа - результат преступной политики османского государства. И эту политику необходимо изучать. Кроме того, в течение столетий мы находились в составе османского государства и часть нашей истории связана с ним.
- А какова была идеология Османской империи?
- Это было теократическое государство, и начиная с XVIв., турецкие султаны одновременно являлись и халифами, то есть духовными лидерами всех мусульман мира. Не имея на это никаких прав, они силой заставили последнего, малолетнего багдадского халифа отказаться от духовной власти и отобрали у него священные реликвии Мухаммеда, который был первым халифом. Таким образом, турецкий султан одновременно олицетворял и гражданскую власть Османской империи, и был духовным лидером мусульман всего мира
- Как была использована эта духовная власть?
- В период правления султана Адул Гамида второго стала проводиться политика панисламизма, основанная на четком постулате: если османский султан является халифом, то Османская империя - духовный центр мусульманского мира. Он пытался консолидировать вокруг Османской империи всех мусульман, чтобы противостоять Западу. Но эта политика не дала действенных результатов. А в 1914 году султан провозгласил джихад - "священную войну против неверных", но этот джихад фактически в значительной степени ограничился Османской империей и был направлен именно против армян. Так власть халифа была использована в политических целях.
- Положение армян в Османской империи было тяжелым всегда или ситуация ухудшилась к концу XIX века?
- Османская империя была теократическим государством, и, будучи христианами, армяне всегда подвергались преследованиям. Власть была построена на основе шариата - свода мусульманских законов, а шариат всегда поддерживает состояние вражды по отношению к христианам, которые считаются людьми второго сорта. Положение армян усугублялось еще и тем, что армяне жили на территории своей родины - Западной Армении, расположенной далеко от Европы. Политика в отношении христиан основывалась на применении жестокой силы, а резня, которая периодически устраивалась в Западной Армении, была частью продуманной политики в отношении христиан. Использовался тяжелый экономический и политический гнет. Армяне не имели права занимать государственные должности, иметь оружие, даже носить одежду ярких цветов. Запрещалось ремонтировать христианские церкви, дома христиан должны были быть ниже мусульманских и т.п. В начале XX века, в период правления партии "Единение и прогресс", официальной идеологией Османской империи стал пантюркизм - "идейная основа" политики Геноцида армянского народа на территории его родины.
- В своем недавнем выступлении по телеканалу "Культура" известный российский тюрколог Мейер утверждал, что не было Геноцида армян. Как вы прокомментируете этот факт?
- Мейер действительно признанный специалист по истории османского государства. Он прекрасно знает и политику младотурок по отношению к армянскому народу, историю Геноцида и пантюркизма. Его отрицание трагических событий 1915 года и обвинения в адрес армян - результат не заблуждений, а ангажированности. К сожалению, сегодня многие, в том числе и некоторые зарубежные востоковеды, связаны с политическими структурами, получают от них финансовую поддержку и занимают позицию, противоречащую не только историческим фактам, но и нравственным принципам. Для настоящего ученого такая позиция совершенно недопустима. Приведу латинское высказывание: "Свет приходит с Востока". Востоковедение - интереснейшая область исследований, которая приносит не только научное, но и духовное удовлетворение. Это изучение истоков мировой цивилизации, процессов, которые повлияли на всю историю человечества... Приверженность исторической правде - обязательное требование к истинному востоковеду.
Гаянэ САРМАКЕШЯН
Голос Армении
Суббота, 3 Август, 2013

. title=
Copyright © 2008-2024; The Institute of Oriental Studies.All rights reserved.
The website was developed under the sponsorship of Rouben Karapetyan, Ambassador Extraordinary and Plenipotentiary of the Republic of Armenia in the Arab Republic of Egypt.
Designed by G.Pashayan
Coding by G.Petrosyan (CLN)